История УВД

ВВЕДЕНИЕ

Изучая исторические источники, можно сделать вывод о том, что в государствах, существовавших в древние и средние века на территории нашей Родины, задачи по охране дворцов и правительственных зданий, крепостей и других сооружений, обеспечению общественного порядка, спокойствия в городах и селах, безопасности населения, борьбы с преступностью, установлению, задержанию и наказанию  виновных, кроме военных, выполняли также “сокчи (охранник)”, “коровул (сторож)”, “чокар”, “шихна”, “ясовул”, “кукалдош”, “мухтасиб”, “посбонбоши”, “сарбоз”, “миршаббоши” и “миршаб”. Всех их можно назвать подразделениями стуктур безопасности, ставшими истоками современных органов внутренних дел, которые непрерывно связаны с историей узбекской государственности.

Обращая взгляд в прошлое, можно отметить, что согласно политическим условиям в различных государствах менялись названия, задачи и методы работы подобных структур. К примеру, созданная в конце ХIХ века в Туркестане, ставшем колонией Российской империи, полицейская система служила в основном интересам империи. Наряду с выполнением задач, связанных с обеспечением общественной безопасности и борьбы с преступностью, она занималась надзором за местным населением, предупреждением возможных народных восстаний, являясь вспомогательной силой военных подразделений.

В годы бывшего Советского Союза деятельность органов внутренних дел (вначале это была рабоче-крестьянская милиция) наряду с охраной общественного порядка и борьбы с преступностью была направлена на установление советского строя, укрепление его идеологии. Подразделения на местах старались своевременно и неукоснительно выполнять поручения центра.

Органы внутренних дел стали истинными защитниками и помощниками народа, надежной гарантией охраны мира и спокойствия в стране, общественной безопасности и безопасности граждан только благодаря провозглашению независимости. 

Коренные реформы, осуществляемые в последние годы в Узбекистане, способствуют совершенствованию системы, становлению органов внутренних дел профессиональной структурой, сотрудники которой считают служение интересам народа своим долгом, оказывают своевременную и качественную помощь населению.

Стоит отметить, что значительная часть личного состава ОВД – это сотрудники, внесшие достойный вклад в дело обеспечения мира и спокойствия в стране, борьбу с любыми проявлениями преступности, не жалеющие своей жизни ради народа.

Их самоотверженная служба, проявленные героизм и мужество, как неотъемлемая часть истории органов внутренних дел, всегда будут служить примером для сегодняшних и будущих поколений сотрудников.  

 

 

 

 

I. Формирование структур по безопасности и охране внутреннего порядка в древних государствах Средней Азии

 

- безопасность и внутренний порядок в древних государствах Средней Азии (VII век до нашей эры – VIII век нашей эры)

- охрана порядка и спокойствия в средние века в государствах Средней Азии (IX-XV века) 

- общественный порядок и деятельность миршабов в узбекских ханствах (середина XVI-IХ веков) 

- военно-полицейский порядок в эпоху царской России (конец ХIХ века – начало ХХ века)

 

Безопасность и внутренний порядок в древних государствах Средней Азии  (VII век до нашей эры – VIII век нашей эры)

Появление первых государственных объединений вызвало необходимость в установлении границ для защиты от внешних врагов, охраны городов и крепостей, определения правил социально-экономических отношений, что, в свою очередь, вызвало потребность в структуре, решающей поставленные задачи по установлению и поддержанию порядка.

В частности, в первом тысячелетии до нашей эры в “Авесте” были приведены сведения о государственности, политико-правовой идеологии, социальных нормах, регулирующих порядок отношений между людьми в вопросах имущества, брака, семьи, а также преступления и наказания, суда и судебной практики.

Для справки: “Авеста” – священная книга зороастризма – религии, широко распространенной на территории Средней Азии в середине  II тысячелетия до нашей эры. “Авеста” состояла из 21 книги. Как отмечал Абу Райхан Беруни в своем сочинении “Памятники минувших поколений”,  период правления Иранского шаха Доро был описан золотыми буквами на коже 12 тысяч голов скота. В 2001 году в нашей стране широко отмечалось 2 700-летие “Авесты”, в связи с чем книга была впервые переведена на узбекский язык и издана.

В “Авесте” описывается применение системы наказания за преступления: смертная казнь, тюрьма, физическое наказание (избиение), восполнение ущерба, ссылка, кровная вражда. Указаны и рецидивные преступления, для которых определялись более жесткие виды наказаний. Вместе с тем, огромное внимание уделялось судебным воросам, к примеру, были лица, специально назначенные для ведения суда. 

Преступления классифицировались следующим образом:

- преступления против религии (вступление в брак с представителями другой религии, неверное исполнение задач священнослужителем, атеизм);

- преступления против морали (угроза, умышленное нападение, нанесение вреда здоровью врачом, смерть плода, нанесение ущерба здоровью беременной женщины);

- преступления против личности (умышленное убийство, нанесение легких и тяжких телесных повреждений);

- имущественные преступления (кража, ограбление, грабеж, скупость, мошенничество, невозвращение долга);

- преступления против животных (живодерство, определение вины в гибели животного);

- преступления против природных сил (нанесение вреда земле, воде, воздуху, огню и миру растений).

В средневековых государствах, расположенных на территории современного Узбекистана, таких как Согд, Тохаристан, Тюркский каганат, наряду с обеспечением экономического развития и политической стабильности важную роль играли вопросы охраны внутреннего спокойствия и порядка, борьба с нарушениями правил торговли и земледелия. В таких условиях возрастала потребность в постоянной военной силе, пополнявшейся хорошо вооруженными храбрыми и бесстрашными молодыми людьми. В это время в Согде возникли военизированные части, так называемые чокары, охраняющие общественный порядок, борющиеся с преступностью.

В частности, в Согде и на прилегающих к нему территориях безопасность торговцев на караванных путях во многом зависела от верных чокаров. В этот период, благодаря торговле по всему Великому шелковому пути, связующему Восток и Запад, в государственную казну поступали большие доходы, поэтому безопасность была важным вопросом. Специальные охранные части сопровождали караваны из одного пункта до другого, защищая от нападений бандитов. Чокары в ходе войн и военнных столкновений использовались в качестве военной силы, кроме этого, они контролировали и предупреждали факты совершения преступлений воинами, а также поддерживали порядок в армии.

На примере Тюркского каганата, сформировавшегося в VI веке, можно проследить этапы становления государственности. В тот период у чокаров совершенствовалось вооружение, развивались навыки и тактика ведения войны. В каганате все мужчины являлись военнобязанными, личные охранники Кагана в китайских летописях упомянуты как “фули”, то есть “волки”.

В целях управления многочиленным населением, родами и племенами, сбора налогов в каганате была внедрена система административного и военно-политического правления.

В VIII веке территория Средней Азии была завоевана Арабским халифатом. В результате вместе с исламской религией, законами шариата, арабской писменностью в регионе были внедрены система государственного правления халифата, должности (к примеру, эмир, председатель, садр, судья, муфтий и др.)  

В тот период большую роль в развитии исламского учения, правоведения и шариата (учение фикха) сыграли улемы-знатоки хадисоведения фикха. Особый вес имели Имам аль-Бухори (Мухаммад ибн Исмоил аль-Бухорий (810-870), его современник и ученик Термизи (Абу Исо Мухаммад ат-Термизий (824-894), Махмуд аз-Замахшари (1075-1144), Абу Мансур ал Мотуридий (870-944) и Бурхонуддин аль-Маргинони (1123-1197). Произведение Имама аль-Бухори “Ал-Жомиъ ас-саҳиҳ”, вобравшее в себя 7 275 достоверных хадисов, в течение почти 12 веков высоко ценилось на мусульманском Востоке после священной книги Коран в качестве основного учебного пособия. В вопросах законов шариата, отношений, складывающихся в обществе, брака-семьи, имущества улемы руководствовались данной книгой, выполнявшей задачу “правового кодекса” своего времени.

В четырехтомном бесценном произведении великого факиха (правоведа)  Бурхонуддина аль-Маргиноний – “Хидоя” с точки зрения исламского права проанализированы все ситуации, с которыми сталкивались мусульмане в то время. В частности это вопросы семейных и социально-правовых отношений, имущественные, торговые, преступления и наказания, наследства и гарантий, касающиеся долга и ответственности и другие.

Поэтому в 30-е годы прошлого века на территории нашей страны, до появления советских судов, произведение “Хидоя” являлось для судей основным руководством в ходе рассмотрения дел. Данное произведение и сегодня играет для мусульманских правоведов роль и теоретического, и практического пособия – самого точного и совершенного источника исламского правоедения. 

Охрана порядка и спокойствиия в средних веках в государствах Средней Азии  (IX-XV века)

К IX веку правление Арабского халифата в Средней Азии пришло в упадок, вследствие чего появилось несколько независимых государств. В Мовароуннахре началось правление Саманидов. 

Для управления большим государством Саманиды (865-999) создали компактную государственную администрацию.   

Как писал Наршахи, государство управлялось в основном десятью органами. В жизни государства и дворца правителя важную роль играли дворцовые охранники. Охранниками наряду с молодыми военнослужащими из местного населения могли быть и пленники, взятые в ходе войн.  Относились они к следующим сословиям:

- хожиби бузург (главный хожиб) – в государствах Саманидов, Газневидов, Хорезмшахов это были самые высокопоставленные чиновники, которые координировали ведомственнные отношения, а также были ответственными за безопасность дворца;

- хожиб – дворцовый командир. Ему подчинялся большой отряд – охрана, служащие  дворца и государственных ведомств в период войн, а также служащие, выполняющие ответственную работу;

- сохиби харос – выполнял обязанности начальника дворцовых охранников в государстве Саманидов;

- главный судья – контролировал деятельность казиев – чиновников, рассматривающих судебные дела, основанных на законах и правилах шариата;

- амири харос – ответственный за исполнение решений о наказании, вынесенных правителем;

- салохдор – ответственный за обеспечение войск вооружением и хранение оружия во дворце;

- шихна – исполнял обязанности главного миршаба, в его подчинении были отдельные военизированные части, специализированные на охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

- миршаб – (ночные охранники, мир – “амир”, то есть военный чиновник, “шаб” – ночь) являлся военнослужащим, специализировавшимся на обеспечении внутреннего порядка в государстве, спокойствия населения, охране общественного порядка, борьбе с преступностью. Миршабы также выполняли задачи, связанные со сбором налогов, установлением лиц, уклоняющихся от военной службы, исполнением решения судей, охраной преступников, осужденных к наказанию.

В период Саманидов и Караханидов функционировали отдельные органы по военным делам, сохранению спокойствия, соблюдению установленных правил. Как правило, во многих случаях сам хан или его сын тоже являлись главнокомандующими.

Государство Хорезмшахов (1097-1231) в свое время имело мощный военный потенциал. Кроме постоянных частей, на службе состояли также хорезмшахские мамлюки, то есть охранная часть, личный состав которой набирался из числа рабов-солдат. Такую систему впервые внедрил хорезмшах Аловуддин Такаш. В его охранной части было10 тысяч человек. Наряду с охраной Хорезмшаха и его семьи, мамлюки осуществляли различные экспедиции, привлекались к сопровождению торговых караванов.  

В государстве хорезмшахов были также шихны. Они со своими отрядами выполняли функции по охране спокойствия населения, общественного порядка и наказания преступников. Шихны были задействованы во всех делах, где существовала опасность для власти, строго преследовали тех, кто настраивал население против власти. Хорезмские шахи ставили своих шихн во всех заваеванных областях, городах и селах. Благодаря эффективной охране городов и караванных путей развивалась внутренняя и внешняя торговля.   

Все чиновники, в том числе руководящие военизированными частями, в обязательном порядке обеспечивались одеждой, согласно занимаемой должности, имели печати для текстов направляемых ими писем. В печати отражались имя, должность чиновника, выдавались они лично ханом. Печать в данном случае имела действие “служебного удостоверения”. Зарплата чиновникам выплачивалась согласно определенным правилам, ее повышение или сокращение зависело от изменения должности, служебного статуса. 

Правление Амира Темура и Темуридов оставило глубокий след в истории Узбекистана. Было создано крупное централизованное государство. Амир Темур положил конец разобщенности и раздорам в Мовароуннахре и Хорезме, он объединил территории от берегов Сырдарьи до Аральского моря в единое государство. Это, в свою очередь, сыграло положительную роль в судьбе народов Мовароуннахра.

В период правления Амира Темура во главе центральной администрации стоял главный визирь – девонбеги, который управлял Кабинетом Министров, состоящим из семи министерств. Первый визирь занимался вопросами налогов, полицейской службой, благоустройством государства. Второй – отвечал за военное дело, выдачу заработной платы солдатам и обеспечение их продуктами. В ведении третьего визиря были торговые, наследственные дела, печать, закот. Четвертый – управлял финансами, государственной казной. Для контроля над приграничными областями и подчиняющимися странами назначались три специальные визиря.

В “Уложениях” приводятся стороки, сказанные Амир Термуром о мероприятиях по охране спокойствия и порядка в стране: “Повелеваю, чтобы воров и бандитов наказывали на основе “Яса”, выгоняли  из страны интриганов, развращенных, ненасытных.

В каждый город и кишлак назначали начальника крепости, который бы охранял население, и если у кого-то украдут что-то, эта ответсвенность была на нем. И еще приказываю, чтобы на дорогах ставились сопровождающие, служители, которые охраняли дороги, людей на дорогах, торговцев, иноземцев, сопрождали имущества и другие вещи от места до места”.

Здесь уместно отметить то, что Амир Темур, в отличие от других правителей того времени, считал, что значимую роль в развитии страны играют не только военные походы и налоги, но и активные внешнеэкономические связи, торговля, поэтому в своем государстве он создавал благоприятные для этого условия. В частности, в дошедшем до нас письме французскому королю Карлу VI есть такие слова: ”...если ваши торговцы будут приезжать сюда и далее, то мы проявим им уважение, также если наши торговцы будут ездить в ваши края, то и наших примите с уважением, не оказывая вреда и силы. Потому что процветание мира связано с торговцами! ”

Эти и другие многие исторические сведения говорят о том, что в государстве Амира Темура эффективно действовала система сильного и справедливого управления.

 

Общественный порядок и деятельность миршабов в узбекских ханствах (середина XVI-IХ веков)

К XVI-XVIII векам на месте государства Темуридов возникли три независимых друг от друга ханств – Бухарское (с середины XVIII века – эмирство), Хивинское и Кокандское. Государственное управление в ханствах было схожим. Почти без изменений сохранился порядок правления эпохи Темуридов и Шейбанидов. Государственное правление, финансовые, судебные, полицейские и военные дела осуществлялись родственниками и близкими людьми правителя. Они имели большие права и льготы в вопросах исполнения своих задач.

При назначении меры наказания за совершенное преступление основывались на законах шариата. Такие чиновники, как шайхулислом, додхох, худайчи, мухтасиб (председатель), кукалдош следили за соблюдением законов религии и шариата, правильностью весов на рынках, безопасностью в масштабах страны. За мир и спокойствие населения ответственность несли начальники миршабов. Миршабы днем и ночью охраняли города и села, обеспечивая порядок и спокойствие в общественных местах, на рынках и улицах. Вместе с тем, на них возлагались задачи по исполнению наказаний, назначенных судами.  

В мирное время нерасформированная часть войск временно переходила в подчинение начальников миршабов для выполнения задач по обеспечению безопасности правителя, порядка и спокойствия в городах и селах, борьбе с кражами и другими преступлениями.

Народ осуждал желание завладеть чужим имуществом. Редко встречались обман на весах, воровство, прелюбодеяние и другие подобные виды преступлений, а если встречались, то наказывались демонстративно, при всем народе. К примеру, в источниках написано, что на рынках Бухары торговца, обманувшего покупателя, в полуголом виде везли на арбе и при всем народе заставляли кричать во весь голос: “Меня бес попутал, я обманул покупателя”. Такого рода эффективные меры служили, так сказать, профилактикой, методом предупреждения правонарушений.

В каждой махалле, на улице население выбирало аксакалов, которые помогали решать семейные конфликты, скандалы между соседями. Их решения должны были приниматься всеми без исключения. Только в редких случаях в конфликты включались миршабы и судьи. 

 

Военно-полицейский порядок в период царской России (конец ХIХ века – начало ХХ века)

В середине ХIХ века Российская империя, воспользовавшись тем, что ханства в Средней Азии враждовали и конфликтовали между собой, начала завоевывать их один за другим. Бухарский эмират и Хивинское ханство превратились в протекторат империи, а Кокандское ханство было ликвидировано, вместо него создано Туркестанское генерал-губернаторство.

Туркестанское генерал-губернаторство в своих руках соединило военнную и гражданскую власть. Оно являлось представителем царя, командующим войском Туркестанского военного округа, атаманом войск еттисувских казаков и главным полицейским. Кроме того, в стране существовали органы Министерства внутренних дел царской империи, которые осуществляли соответствующую деятельность.

В регионе начала внедряться система полиции Российской империи. В России правоохранная деятельность осуществлялась рядом государственных органов. Наряду с жандармерией и подразделениями охраны в подчинении Министерства внутренних дел, параллельно в 9 различных министерствах и ведомствах, работала система, имеющая функции военизированной полиции. К примеру, министерство торговли и промышленности имело службу горно-металлургической полиции, а также полицию, надзирающую над производством товаров. При министерстве финансов функционировали пограничная, таможенная, а также корчемная полиция. Министерству юстиции подчинялись конвойная служба и судейские приставы. Похожие полицейские подразделения были и в других министерствах.

В Туркестанских городах была внедрена должность полицмейстера, их права приравнивались к правам военных районных управителей. В Ташкенте вели работу полицмейстеры нового и старого города. Им подчинялись полицейские приставы. В подчинении каждого полицейского пристава служили от 10 до 30 городовых. В полицейскую службу местное население почти не привлекалось.  

Местная администрация – волостские управители и аксакалы имели полномочия типа низовой полиции, в них служили представители местного населения. Служителям из числа местного населения не выдавалось огнестрельное оружие.

В 1908-1910 годах в городах Туркестана были внедрены самостоятельные управления полиции, в Ташкенте – должность обер-полисмейстера, повысилось число сотрудников полиции – миршабов. Также для охвата городских и сельских местностей была внедрена деятельность районных полицейских подразделений. 

II. Органы внутренних дел в период Советского Союза

 

- создание и деятельность рабоче-крестьянской милиции в Туркестане (1917-1924 гг.)

- органы внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

- органы внутренних дел Хорезмской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

- органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1925-1939 гг.)

- органы внутренних дел в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг.)

- органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1950-1989 гг.)

 

Создание и деятельность рабоче-крестьянской милиции в Туркестане (1917-1924 гг.)

28 октября 1917 года (10 ноября по новому исчислению), то есть спустя три дня после октябрьской революции, было принято постановление Народного комиссиариата внутренних дел РСФСР “О рабочей милиции”.

К этому времени Советы начали работу по установлению своей власти в Туркестане, внедрению милиции в целях обеспечения безопасности в регионе. 29 января 1918 года был объявлен приказ Туркестанского совета Народных депутатов №17 “О создании кадрового запаса и совершенствования деятельности милиции”. 

Для руководства работой по созданию нового формата милиции и кадровой подготовки 30 января 1918 года создан “Отдел управления инспектора милиции городов и районов Туркестанского края”. В феврале 1918 года во всех уездах, городах, волостях начали создаваться органы милиции. 

26 апреля 1919 года в составе Народного комиссариата внутренних дел Туркестанской автономной советской социалистической республики было создано Главное управление рабоче-крестьянской милиции, начальником которой назначили большевика Ф.Я.Цируля. Коллегия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР утвердила постановление “О создании подразделений уголовного розыска в составе милиции” (5 октября 1918 г.), после чего в Туркестанской АССР подразделения уголовного розыска, сначала находившиеся в составе Народного комиссариата юстиции, перешли в состав милиции.

22 апреля 1920 года Советом народных депутатов Туркестанской АССР был принят “Устав о советской Рабоче-крестьянской милиции”, согласно которому задачи Туркестанской рабоче-крестьянской милиции состояли в следующем:

- выполнение задач, возложенных на Народный комиссариат внутренних дел в деле соблюдения порядка, а также обеспечение внедрения в жизнь требований постановлений, декретов и приказов;

- обеспечение безопасности организаций и зданий, считающихся общегосударственным имуществом (органы телеграфной, телефонной систем, почта и др.);

- охрана заводов, фабрик, шахт, других организаций и учреждений, связанных с производством;

- охрана лесов, полей, государственных заповедников, а также складов горючего, сырья и сельскохозяйственных товаров;

- охрана тюрем и лагерей временного содержания осужденных;

- оказание содействия всем управленческим органам в выполнении возложенных на них задач. 

К концу 1920 года на территории Туркестанской АССР было 34 городских, 26 уездных, 92 районных отделов милиции.

После того как в Туркестане при Народном комиссариате внутренних дел было учреждено Главное управление милиции, в его составе были сформированы отделения уголовного розыска, железнодорожной, промышленной, водной милиции. Вместе с тем, исходя из политической обстановки в стране, для борьбы с вооруженными действиями против советского режима, которые наблюдались в Туркестане, создавались специальные добровольные милицейские отряды.

Рабоче-крестьянская милиция, наряду с борьбой с преступностью, сыграла важную роль в деле внедрения в жизнь решений, постановлений, указов и  указаний, направляемых в Народный комиссариат внутренних дел Туркестанской АССР. 

Рабоче-крестьянская милиция столкнулась в своей деятельности со многими сложностями. С одной стороны, существующий строй использовал ее для реализации своей власти в качестве основного звена. Во-вторых, ее деятельность по обеспечению спокойствия народа, которая являлась основной задачей милиции, велась не на должном уровне. Знания и навыки сотрудников находились на низком уровне, в том числе по причине нерешения вопросов, связанных с материальным обеспечением. В милиции распространились такие пороки, как взяточничество, вымогательство, злоупотребление служебным положением, алкоголизм.

Начальники милиции, назначаемые в основном из числа представителей европейской национальности, не знали местных традиций и языка, пренебрежительно относились к обращениям населения. Все это, вкупе с малочисленностью местных кадров, было основной причиной формирования у населения негативного отношения и недоверия к милиции. Такого рода отрицательные явления наблюдались и в другие периоды советской системы.

Организационная структура Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел Туркестанской  АССР. УзР МДА 39-й фонд, 1-й список, 48-папка, 24-стр.

 

Органы внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (1920-1924 гг.)

30 августа 1920 года в результате нападения войск Красной армии был свергнут Бухарский эмир. 2 сентября 1920 года, согласно решению Всебухарского революционного комитета, начала создаваться народная милиция. Ее начальником был назначен С. Юсупов. Народный инспектор внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) М. Саиджонов начал свою деятельность в этой должности с 14 сентября 1920 года. В составе народной инспекции внутренних дел были созданы Главное управление милиции и отдел уголовного розыска. 15 сентября 1920 года начальником отдела уголовного розыска был назначен А. Курбонов, его помощником – Ф. Мельцер.

В соответствии с приказом Инспекции внутренних дел БНСР от 25 сентября 1920 года было создано Главное управление милиции. 17 января 1921 года Всебухарский Центральный исполнительный комитет и Совет народных инспекторов принят декрет “О рабоче-крестьянской милиции”. Согласно документу, рабоче-крестьянская милиция состояла из старших и младших милиционеров, руководящего состава уголовного розыска, агентов розыска, сотрудников канцелярии и технических сотрудников. 

Постановления Совета народных инспекторов Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) “О Главном управлении уголовного розыска и милицейском резерве”, утвержденныое 5 марта 1922 года, “О народной инспекции внутренних дел Бухарской Народной Советской Республики ” от 10 октября 1923 года способствовали созданию органов внутренних дел, были определены их задачи и полномочия, а также основные направления деятельности.

 

Органы внутренних дел Хорезмской Республики (1920-1924 гг.)

30 апреля 1920 года на первом Всехорезмском конгрессе народных представителей было объявлено о создании Хорезмской Советской Народной Республики. В этот день приняли постановление “Об учреждении в стране управления милиции и охране города Хивы”. Согласно документу, при Инспекции юстиции учреждено Управление милиции. Первый инспектор внутренних дел Н. Шоликоров вступил в должность 30 апреля 1920 года.

В городе Хиве было создано специальное управление милиции, а на местах – его подразделения. Основными задачами отдела являлись борьба с контрреволюцией, преступностью, охрана общественного порядка внутри города. В состав отдела вошли около ста народных милиционеров. 

К апрелю 1923 года отряд милиции состоял уже из 600 человек (более 400 конных). Кроме спецуправлений Хивы, существовало еще 27 опорных пунктов милиции, где действовали почти 30 старших милиционеров. 5 ноября 1923 года, согласно постановлению Хорезмского центрального исполнительного комитета, при Народной инспекции внутренних дел в целях охраны безопасности граждан, наведения порядка в революционных условиях, защиты социалистического имущества было создано Республиканское центральное уравление охраны. 30 ноября 1924 года отдел милиции перешел в распоряжение Хорезмского революционного комитета.

Создание органов внутренних дел и их деятельность в Хорезмской и Бухарской народных советских республиках проходило в условиях конфликтов и противоречий. В частности, при создании органов милиции, как и в РСФСР и Туркестанской АССР, работа основывалась по единому “сценарию”, не учитывались местные условия, жизненный уклад народа. В результате этот процесс столкнулся с множеством проблем и конфликтов.  

 

Органы внутренних дел в Узбекской Советской Социалистической Республике (1925-1039 гг.)

В конце 1924 года в результате национально-территориального размежевания границ в Средней Азии и создания Узбекской ССР (февраль 1925 года) органы внутренних дел, функционировавшие на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республик, были переведены в подчинение Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР, на них были возложены задачи по конторолю за подразделениями милиции и уголовного розыска.

При Центральном административном управлении Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР создали отдел “Милиции и уголовного розыска”. Ему подчинялись 7 областных подразделений (Ташкент, Фергана, Самарканд, Зарафшан, Кашкадарья, Сурхандарья и Хорезм), 13 районных подразделений (Мирзачуль, Коканд, Андижан, Наманган, Джизак, Хожанд, Каттакурган, Нурата, Кармана, Китаб, Шахрисабзс, Гузар, Бауман и Сариасия) и привокзальное отделение Самаркандской области. 

1 декабря 1925 года Народный комиссариат внутренних дел принял “Устав о Рабоче-крестьянской милиции Узбекской ССР”. В первой части было определено: “Советская рабоче-крестьянская милиция Узбекской ССР, являясь исполнительным органом центральной и местной власти,  внедряет в жизнь постановления, приказы, указания по обеспечению революционного порядка и безопасности ”. 

В данный период на милицию возлогались следующие задачи:

- защита революционного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

- принятие участия в деле внедрения в жизнь требований вынесенных с высоких инстанций законов, постановлений, указаний и декретов;

- охрана тюрем;

- борьба с преступностью;

- контроль за санитарными условиями в населенных пунктах;

- выдача паспортов населению, оформление документов, касающихся отправки по почте посылок и денежных переводов, восстановление утерянных документов;

- взыскание административных штрафов;

- контроль за сельским хозяйством и проверка численности голов рогатого скота.  

23 сентября 1926 года Народный комиссариат внутренних дел Узбекской ССР принял постановление по повышению эффективности деятельности уголовного розыска и органов милиции. В нем отмечалось: “На всех начальников областных административных отделов возложена задача по объединению отделов милиции и назначению руководителем начальника отдела милиции”.

31 декабря 1930 года деятельность Народного комиссариата внутренних дел была остановлена. В результате таких преобразований управление милиции с имеющимся штатом перевели в распоряжение Совета народных комиссаров, а отделы милиции областей, городов и районов – в подчинение соответствующих региональных исполнительных комитетов.

В 1930-е годы в Советском Союзе начала внедряться паспортная система, в связи с этим на местах начали действовать паспортные службы.

На совещании Совета народных комиссаров Узбекской ССР, проведенному 3 апреля 1932 года, был утвержден “Устав о главном управлении рабоче-крестьянской милиции при Совете народных комиссаров Узбекской ССР”. В Уставе отмечалось: “Главное управление рабоче-крестьянской милиции осуществляет задачи, связанные с охраной общественного порядка, защитой революционного правительства, а также руководство органами милиции в защите личной безопасности, имущественной неприкосновенности и их прав и интересов”. 

В первое время для молодых сотрудников, принятых в ряды милиции, организовывались 2-3 месячные курсы подготовки. В 1932 году была создана Ташкентская средне-специальная школа милиции по подготовке юридических кадров для органов внутренних дел.  

10 июля 1934 года, согласно постановлению Центрального исполнительного комитета СССР, был воссоздан Всесоюзный народный комиссариат внутренних дел. Ему стали подчиняться органы государственной безопасности и Главное управление милиции.  

В ноябре-декабре 1935 года установили порядок аттестации всего руководящего состава милиции, учредили специальные звания и знаки для сотрудников, установили конкретные права и обязанности руководящего состава, правила по назначению и увольнению сотрудников. 

3 марта 1936 года в составе органов внутренних дел была создана служба Государственной автомобильной инспекции.

В оперативных органах Народного комиссариата внутренних дел звания руководящему составу давались согласно специальной подготовке, служебной аттестационной квалификации, трудовому стажу. Для прохождения службы были определены следующие специальные звания: сержант милиции, младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, майор милиции, старший майор милиции, инспектор милиции, директор милиции и главный директор милиции. 

 

Органы внутренних дел в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг.)

Узбекский народ, как и другие народы, внес весомый вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. На фронтах погибло почти 400 тысяч узбекистанцев, еще сотни тысяч работали на трудовом фронте. 

Узбекская милиция, в частности Ташкентская школа милиции, взрастила и воспитала много храбрых защитников Родины. Они мужественно сражались на полях сражений, подавая пример героизма.

Ташкентская школа милиции стала основной базой подготовки оперативных сотрудников. Кроме основных отделов 9-месячного обучения, из-за нехватки кадров были созданы 3-месячные и 20-дневные курсы. 

Исходя из военных условий был осуществлен ряд изменений в структурах государственных организаций, а также возложенных на них задачах и полномочиях. В феврале 1941 года Народный комиссариат внутренних дел СССР и его отделы на местах разделились на две структуры – Народный комиссариат внутренних дел и Комиссариат государственной безопасности.

Сокращение личного состава в условиях войны привело к серьезным сложностям. Для их устранения необходимо было принимать срочные меры по восполнению рядов органов милиции. Как правило, ряды пополнялись лицами, вернувшимися с фронта по причине ранения, отстраненные от службы в армии по состоянию здоровья и возраста, а также женщинами. К примеру, с 1942 по 1945 годы состав курсантов Ташкентской школы милиции пополнялся за счет женщин. В тот период число женщин-курсантов составляло 60 процентов общего числа обучающихся.

27 июня 1941 года Народный комиссариат внутренних дел Узбекской ССР вынес приказ, согласно которому студенты второго курса Ташкентской школы милиции (68 студентов) в июне, а слушатели первого курса (72 человека, из них 40 девушек) – 4 октября должны досрочно закончить учебу и получить направление на службу в органы милиции. Это было сделано с целью хотя бы частичного удовлетворения потребности в кадрах личного состава милиции. 

В ходе перехода народного хозяйства на военный режим в масштабах Союза 30 июня 1941 года был вынесен приказ “Об отмене выдачи отпусков сотрудникам личного состава внутренних дел и призыве сотрудников, находящих в отпуске“. На основании данного приказа 1 июля Народным комиссариатом внутренних дел Узбекской ССР во все области были направлены указания об укреплении дисциплины и безопасности, усилении оперативных мероприятий, а также организации суточных дежурств руководителей органов милиции, обеспечении непосредственного выезда территориальных руководителей на места преступлений. В результате расширился круг задач и полномочий сотрудников органов внутренних дел.

20 июля 1941 года был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Комиссариата государственной безопасности и Народного комиссариата внутренних дел и преобразовании их в Народный комиссариат внутренних дел.

9 февраля 1943 года, согласно Решению Президиума Верховного Совета СССР, для личного состава милиции были приняты специальные звания и погоны. В постановлении предусмотрены следующие звания:

3-й  ранг (степень) – комиссар милиции,

2-й  ранг – комиссар милиции,

1-й  ранг – комиссар милиции. 

В 1-ю категорию входили майор, подполковник (младший) и полковник (высший руководящий состав); во 2-ю – младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан милиции (средний руководящий состав); в 3-ю – младший сержант, сержант, старший сержант милиции (младший руководящий состав), в рядовой состав – ефрейторы милиции. 

В апреле 1943 года Народный комиссариат внутренних дел разделился на два отдельных самостоятельных комиссариата. Основная цель – совершенствование работы по обеспечению общественной и государственной безопасности в стране, предупреждению деятельности зарубежной агентуры и преступлений. 

С первых дней войны многие сотрудники республиканской милиции добровольно вступили в ряды действующей армии.

В частности, в первые месяцы войны, на основе приказа Народного комиссариата внутренних дел Узбекской ССР, 57 сотрудников по республике, служащих на руководящих должностях, в оперативном порядке были направлены в ряды Красной армии. Кроме них, 60 процентов слушателей Ташкентской школы милиции, 30 процентов командиров и преподавателей, 1 489 сотрудников из органов Самаркандской милиции, 204 самых лучших сотрудников узбекской дивизии отдела Ташкентской железнодорожной милиции вступили в ряды дивизии генерала Панфилова. 

В годы войны масштаб задач, возложенных на органы внутренних дел, постоянно возрастал, милиции Узбекистана давались новые специальные поручения. 

В частности, охрана объектов народного хозяйства, борьба с явлениями, связанными с уклонением от мобилизации на трудовой фронт и трудовой деятельности, контроль над людьми, эвакуированными из разных точек страны (предупреждение дезинформации с их стороны), предупреждение хищения военных грузов, контороль над торговлей продуктов питания и промышленных товаров, а также продуктов по карточкам, борьба с безнадзорностью детей, оказание практической помощи тем, кто потерял близких людей и др. 

23 января 1942 года на основе Постановления Президиума Верховного Совета СССР “О помещении детей, оставшихся без родителей, в соответствующие учреждения” в местных исполнительных комитетах были созданы специальные комиссии.

Данные комиссии вели свою деятельность совместно с органами внутренних дел по воспитанию оставшихся без родительской опеки детей, размещению их в соответствующие учреждения, их трудоустройству, защите прав несовершеннолетних, предупреждению среди них безнадзорности. Значительно повысилось число детских приемников-распределетилей при милиции. Сотрудниками осуществлялась эффективная работа по приему эвакуированных детей, установлению тех, кто остался без родительской опеки. 

В 1944 году сотрудники транспортной милиции и детские инспектора на Ташкентской железной дороге в поездах и на станциях обнаружили 20 690 детей, оставшихся без родителей и близких, и поместили их в специальные учреждения. Центральное адресное бюро паспортного отдела Главного управления милиции, созданное в 1941 году, вело регистрацию постоянного места жительства эвакуированных детей в целях повышения эффективности работы по их распределению.  

В годы войны в масштабе Союза в данное бюро поступило 3,5 миллиона письменных заявок с просьбой установить место жительства родственников, в ответ на которые сотрудники милиции сообщили новые адреса более 2 861 000 человек. Кроме того, найдены и возвращены родителям более 20 000 потерянных детей. Из источников известно, что с первых дней войны до мая 1943 года в масштабе Союза более 190 000 детей потеряли связь со своими родителями. Оказание помощи таким родителям и детям требовало огромной ответственности. Сотрудники милиции Сурхандарьинской области также принимали активное участие в данной работе. В 1944 и первом квартале 1945 года более 1 422 безнадзорных детей были возвращены в свои дома или переданы в соответствующие воспитательные учреждения. 

Специальными комиссиями, созданными в годы войны, было проведено немало мероприятий по предупреждению безнадзорности детей. В крупных населенных пунктах, на железной дороге и в других местах увеличилось количество комнат по приему и распределению детей, функционирующих при милиции. Основной задачей таких комнат было установление безнадзорных, их воспитание, изучение обстоятельств жизни, анализ. С помощью сотрудников прокуратуры и милиции привлекались к ответственности виновные лица, находились родители или близкие родственникики потерянных несовершеннолетних, с ними установливался контакт, к ним доставлялись дети. 

В тот период органы внутренних дел вели эффективную работу по установлению безнадзорных и бесконтрольных несовершеннолетних, предупреждению возросшей в это время преступности с их участием. Пункты приема и распределения детей при органах внутренних дел были созданы в ряде крупных городов Узбекистана, в частности на железнодорожных вокзалах и в густонаселенных районах Ташкента, Самарканда, Андижана, Ферганы и других городов. В результате проведенных мероприятий в годы войны удалось добиться значительного сокращения числа преступлений с участием детей.

Рост экономических трудностей в условиях войны умножил имеющиеся  социальные проблемы, возросла потребность населения в ряде продуктов. 18 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал постановление, касающееся раздачи (реализации) по карточкам, согласно определенным нормам, некоторых продуктов питания и необходимых для населения промышленных товаров. В тот период участились случаи проведения между гражданами незаконных торговых операций, кражи продуктов и карточек, изготовления карточек в подпольных типографиях.  

После внедрения карточной системы стали развиваться новые виды преступлений. В целях их пресечения 20 марта 1942 года был издан приказ Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР “О борьбе с кражей у населения продуктов питания и другими аналогичными видами преступлений”. Согласно приказу, приняты практические меры по борьбе с кражей продуктов питания и промышленных карточек в общественных местах, транспорте, магазинах, на рынках, а также злоупотреблением в распределении карточек, их подпольным изготовлением. К примеру, совместно с органами милиции Таджикистана была разоблачена группа, которая подпольно печатала продуктовые карточки. У преступников в крупном размере были изъяты поддельные талоны и деньги. В ходе следственных действий, проведенных в городах Душанбе и Ташкенте, были обнаружены подпольные печатные станки. Также стало известно, что данная преступная группа за короткое время украла 500 тонн хлебобулочных изделий.

Среди аналогичных преступлений, совершенных на территории Узбекистана, наиболее крупное было раскрыто сотрудниками милиции города Ташкента 29 декабря 1944 года. В результате оперативных мер инспектора отдела уголовного розыска задержали преступную группу, изготовившую и использовавшую фальшивые карточки на 400 тонн хлебной продукции.

В результате обыска у преступников изъяли 12 миллионов рублей, 2 100 золотых монет и другие ценные вещи. Были выявлены другие преступления, совершенные с их участием, всех членов преступной группы приговорили к смертной казни. 

18-20 ноября 1943 года Центральный комитет Коммунистической партии Узбекистана и Совет народных комиссаров Узбекской ССР приняли постановление “О мерах по осуществлению плана доставки всех видов зерновых культур”, после чего на сотрудников органов внутренних дел были возложены задачи по предупреждению хищений зерновых, установлению порядка в пунктах их приема и сдачи, охране мест хранения сельскохозяйственных продуктов, участия в ходе посадки и сбора зерновых и других сельскохозяйственных растений. 

В 1944 году в ряде городов Средней Азии – Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Чимкенте активизировалась организованная преступность, и, как следствие, увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийства, грабежы, ограбления.

Для нормализации криминногенной ситуации Народным комиссариатом внутренних дел СССР в отдел уголовного розыска города Ташкента были направлены специально подготовленные сотрудники из центра. В результате проведенных совместно с местными сотрудниками оперативных мероприятий в кратчайшие сроки на территории столицы и ее окрестностей было задержано 102 вооруженных преступника, некоторые из которых (признанных опасными для общества) приговорены к смертной казни. В итоге в Ташкенте значительно сократилось число тяжких преступлений, предупреждены возможные. 

В годы Второй мировой войны деятельность органов внутренних дел столкнулась с многими сложностями, так как после объявления военного положения значительная часть квалифицированных сотрудников была мобилизована на фронт и охрану важных объектов в другие регионы страны. 

В боях против фашизма сотрудники органов внутренних дел проявили героизм и храбрость. Они сражались на фронтах Украины, Белоруссии, под Ленинградом, в Харькове, на Курской дуге, на Севере и Востоке, показывая настоящий пример мужества. 

Вот имена настоящих патриотов – сотрудников органов внутренних дел республики: Муйдин Хасанов, Гани Валиев, Тожибой Ражапов, Олимбой Омонбоев, Уммат Убайдуллаев, Дина Люжаровская, Нина Красикова, Гани Усмонов, Рахмон Абдуллаев, Набижон Акбаров, Парда Омонтурдиев, Нурхон Абдуллаев, Василий Асачьев, Жума Бекбоев, Шермурот Бебитов, Менгли Эргашев, Петр Звездин, Йулдош Исмоилов, Владимир Ким, Бобоқул Муротов, Гофур Менглибоев, Юсуф Маматқулов, Хуррам Муртозоев, Хайдар Маҳмудов, Холиқ Мардонакулов, Эрон Наврузов, Эшмумин Нукаров, Нурмамат Норматов, Инсаф Нуриев, Дадакузи Атакузиев, Асил Расулов, Темур Равшанов, Ражабали Сатторов, Жума Суюндуков, Гофур Тўрақулов, Мусурмонкул Тураев, Эгамберди Хужанов, Жума Холлиев, Рузи Шахаев, Роман Якимов, Хамид Ахмедов, Тожибой Режапов, Маматкул Сураев, Саидахмад Исаев, Акмал Гозиев, Кимсан Камбаров, Владимир Бистревский, Евгений Шанин, Каримжон Нажиев, Хидир Давиров и др. 

За героизм на полях сражений они были отмечены различными государственными наградами – орденами и медалями.

Ветеран органов внутренних дел республики Г. Рахимов отмечал: “Те, кто были участниками и героями войны, остались героями и в милиции. Они, как на полях сражений, не жалели своих жизней в борьбе с преступностью. В их дальнейшей службе в органах внутренних дел всегда присутствовали верность службе, самоотверженность и мужество”.

 

Органы внутренних дел Узбекской Советской Социалистической Республики (1950-1989 гг.)

В первые послевоенные годы перед правительством республики стояли задачи по организационному укреплению милиции, пополнению ее рядов, улучшению кадровой подготовки, совершенствованию деятельности сотрудников. Во всех подразделениях милиции остро чувствовалась нехватка специалистов, особенно актуальным было пополнение рядов квалифицированными кадрами. 

Сотрудники милиции не обладали должным уровнем знаний и необходимыми навыками, особенно рядовые. Так, в середине 1945 года 20 процентов личного состава Ташкентского гарнизона были безграмотными, 32 процента офицеров находились на уровне 7-го класса, и только меньшее количество – имело образование. Поэтому Министерство внутренних дел Узбекской ССР открыло вечерние школы и отдельные классы, где сотрудники могли бы получить среднее образование.

В марте 1946 года Народный комиссариат внутренних дел был переименован в Министерство внутренних дел.

В феврале 1948 года были созданы следственные отделы и отделения. 27 марта 1953 года Совет Министров советского правительства принял постановление “Об усилении охраны общественного порядка и борьбы с преступлениями”. Согласно документу,  Министерство внутренних дел и Комиссариат государственной безопасности объединились в Министерство внутренних дел.

22 февраля 1962 года министерства внутренних дел союзных республик были переименованы в министерства охраны общественного порядка.

Указом Председателя Верховного Совета СССР от 25 ноября 1968 года Министерство охраны общественного порядка СССР снова было преобразовано в Министерство внутренних дел. Указом председателя Верховного Совета Узбекской ССР от 4 декабря 1968 года в Узбекистане, в городах, районах были созданы управления и отделы внутренних дел, в состав вошли аппарат милиции, инспекции государственного пожарного надзора, по исправительным работам.

Один из серьезных недостатков кадровой политики периода бывшего Союза – это направление в национальные республики, в частности в Узбекистан, кадров, не знающих местных условий. 

К примеру, в 1983-1989 годах под лозунгом восстановления социалистической законности в Узбекистане в Министерство внутренних дел было направлено в общей сложности 150 сотрудников из стран бывшего Союза. Эти люди, шовинистически настроенные, работая в МВД Узбекской ССР, были слишком далеки от проблем местного населения. Найдя в короткие сроки общий язык с “десантом”, заброшенным по “узбекскому делу” в прокуратуру и судебные органы республики, они вели тактику карьерного роста за счет оговаривания узбекского народа в своих отчетах центру. Ветеран органов внутренних дел Г. Рахимов (ныне покойный) в те годы являлся заместителем министра внутренних дел. Он отмечал, что из 27 управлений и отделов министерства всего в двух начальниками были представители узбекской национальности. И то это были хозяйственное и медицинское управления.  

В 1983-1989 годы следственная группа по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР (под руководством Т. Гдляна и Н. Иванова), действовавшая в Узбекистане, на основе ложных обвинений арестовала по условным “хлопковому”  и “узбекскому” делам много руководителей и сотрудников органов внутренних дел.   

Действительно, 1983-1889 годы оказались очень тяжелыми для нашего народа. После безвременной кончины Шарофа Рашидова, превратившего аграрный Узбекистан в страну с развитым производством, квалифицированными специалистами, отдельные силы центра, оклеветав многих представителей руководства Узбекистана, подвергли их репрессиям.   

По “Хлопковому делу” были арестованы почти 22 тысячи человек (были и другие дела). Среди них находились большое количество самоотверженных сотрудников органов внутренних дел и члены их семей. 

Следователи по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР Т. Гдлян и Н. Иванов были назначены руководителями следственной группы. Им были даны большие полномочия. Для осуществления деятельности в их распоряжение выделили даже военную технику, вертолет, вооруженных военнослужащих. Благодаря такой поддержке и вседозволенности они могли вести свою гнусную деятельность, сопровождающуюся небывалым насилием. 

Следственная группа по надуманным обвинениям одного за другим арестовала начальника УВД Бухарской области генерала А. Норова, двух его заместителей – полковника Ш. Рахимова, подполковника В. Мулина, затем генералов Х. Норбутаева, С. Собирова, полковников Т. Хайитова, И. Позилхонова, М. Алимова, других сотрудников Министерства внутренних дел республики. 

Этот процесс охватил всю республику. В итоге десятки руководителей правоохранительных органов, а следом за ними и многие сотрудники стали жертвами клеветы. 

О том, что вытворяла преступная группа, и тех, кто жестоко пострадал от этой машины лжи, можно узнать из документального эссе юриста В. Илюхина “О выдумке под названием “Узбекское дело”, романа писателя Исфандиёра “Крах или игра генералов”, документального романа юриста, жертвы Т. Кахрамонова “1643 дня в тисках дьявола”, трактата А.Усмонова “Владычество зла” и многих других произведений. 

С первых лет нашей независимости, по инициативе первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова, все пострадавшие были полностью оправданы, и справедливость восторжествовала.   

Надо отметить, что в советский период, несмотря на различные структурные преобразования, происходившие в органах внутренних дел, Министерство внутренних дел республики не имело возможности действовать самостоятельно, а функционировало в качестве территориального органа МВД Союза. Поэтому народ с недоверием относился к органам внутренних дел, которые использовались в качестве принуждающего и карающего аппарата.

III. Реформирование системы органов внутренних дел Узбекистана в годы независимости 

 

 

Text to speech